Чтобы получить толковую систему образования в Украине, реформаторам нужно ставить реальные и современные цели

Репетиторский центр «Престиж-класс» поможет найти репетитора недорого

1 сентября у нас в Украине отпраздновали День знаний, также начался новый учебный год. Как известно, наука начинается с образования. Но что мы имеем от Министерства образования и науки Украины и, в частности, от школьного образования? Что надеемся получить для развития человеческого капитала и в целом экономики страны от 29-летней новой главы Минобразования Анны Новосад? А ведь впереди грандиозная работа по переустройству. Вот только сможем ли мы, образованный и креативный украинский народ, под руководством президента Владимира Зеленского совершить экономическое чудо, как этого добились, например, китайцы или корейцы? При этом не продолжая путь по уже проторенным кем-то дорожкам.

Итак, что имеем с Минобразования от уже ушедшей власти? Чиновники сократили время преподавания общетеоретических дисциплин. Школьное образование в старших классах ими же сведено к подготовке к тестам, что на деле показало процесс разрушения системности знаний, не допускающее обучение умению рассуждать. Ну, и даже не все старшеклассники теперь знают таблицу умножения. В этой связи я поинтересовался у своих друзей в Фейсбуке их отношением к подобным тестам. Так, например, Изабелла Буниятова категорично подчеркнула: «Тесты, подобные тем, что я знаю, рассчитаны на максимальную концентрацию внимания и сосредоточенность, и уже во вторую очередь на знания». 

Лариса Криштапович более обстоятельно порассуждала на заданную тему: «Как-то попались в руки тесты «Могилянки». Поразил вопрос по литературе, какого цвета был нашейный платок главного героя. И ничего ни про смысл, ни про выводы, ни хотя бы про литературные особенности текста… Много лет назад, еще в институте, на экзамене по химии у нас ввели похожие тесты, мол, выбери из 3 ответов правильные. Нужно было их отметить кружочками. Потом проверяющий накладывал лекало, и если все совпадало – «пятерка». В результате мы выучили правильное расположение точек. А химию – не выучили. Мне кажется, надо учить методологии поиска знаний и ответов на вопросы, а не кучу фактов, которые через некоторое время становятся как минимум бесполезными».

В продолжение Виталий Ищенко также сослался на конкретный пример: «В тестах, те, кто пишет вопросы и ответы, вероятно, учились в «гуманитарном контексте» в отличие от многовековой истории позитивистских традиций наук Запада, поэтому они из года в год могут быть только хуже, а ответы вычурнее и вычурнее… Представьте педантичного ученика, которому нужно найти один верный ответ, а на самом деле в трех ответах написали два верных… Как зовут Гевару: 1) Эрнесто; 2) Че; 3) Рафаэль? 2 минуты на ответ». Ну, и ему вторит Елена Фоменко, критически замечая: «В тестах по английскому надо помнить, что это не тест на IQ. Школьные тесты напоминают «собаку Павлова» — просто реакция на память. Концентрация памяти и больше ничего». А вот Евгений Соловчук на все эти рассуждения справедливо подчеркнул: «Тесты не опустили уровень образования, а просто показали его реальный уровень».

Что еще «интересного» есть от Минобразования? Похоже, коррупция переместилась из вузов в школы и органы образования. В частности, тесты (из-за размытости образовательных стандартов) в большинстве своём не совпадают со школьными программами, соответственно, результаты низкие, а значит, открываются возможности для коррупции. Далее взятки, деньги и многое прочее. Конечно, сегодня этими откровениями никого не удивишь. Правда, никак не состыковывается всё вышеупомянутое с тем, что Украина занимает 7-е место в мире по числу людей с высшим образованием. А теперь без эмоций, одни только цифры. Что видим с высоты нынешнего дня? Дипломы о высшем образовании, которыми обладают 82,5% трудоспособного населения Украины, фактически ничего не значат, так как их обладатели работают официантами, продавцами, таксистами, волонтерами, активистами и так далее, а самая ненавистная и самая желанная — это государственная служба.

И так уж теперь получилось, что 24% выпускников вузов не находят себе работу по профилю (не из-за нехватки мест, а потому, что не хватает знаний и профессиональных навыков). Наконец, в 1990 году у нас было 313 079 ученых и исследователей, а в 2017 году, увы, их количество сократилось до 94 274. Зато во всем мире за последние 5 лет, по данным ЮНЕСКО, число людей, работающих в науке, выросло на 20%. Но кто сможет произвести у нас эти качественные изменения? Сумеет ли команда президента предложить новые и более совершенные механизмы образования страны, включая повышение финансовой грамотности?

Конечно, проще произносить популистские лозунги и призывать к патриотизму, но без ответов на эти злободневные вопросы мы не станем жить лучше, не приблизимся к уровню жизни граждан Евросоюза. Потому что нужен не абстрактный, а конкретный и поэтапный план обновления страны и повышения финансовой грамотности украинцев. Пришло время ставить реальные цели по достижению конкретных результатов. Правда, еще есть большой дефицит управленцев среднего звена, а работа с людьми на всех этапах – это, пожалуй, самое тяжелое и сложное. И не будет цены тому лидеру, который сможет, именно как лидер, заставить людей идти за собой, четко выполняя поставленные им задачи. Как это сделал, например, Михеил Саакашвили, решительно реформировав образование в Грузии. И теперь у них:

— ваучерное финансирование с правом выбора школ, в том числе частных;

— школы наделены юридическим статусом публичного права, они являются автономными образованиями и свою финансовую деятельность проводят самостоятельно;

— школами управляет Попечительский совет, который выбирает директора школы;

— повышение зарплат учителей находится в прямой в зависимости от результатов сертификации;

— все первоклассники обеспечиваются компьютерами.

А перед нашим обществом снова тот же, что и ранее, ключевой вопрос, что дальше будет делать президент Зеленский? Да, есть много необходимых условий, но практически нет достаточных. Например, есть надежда, что новая молодая команда во власти будет значительно больше уделять внимания математическому образованию (тем же сервисам в программировании). И здесь мы сможем капитализироваться в международном разделении труда. Зато продолжать ввозить в Украину товары, содержащие интеллектуальную ренту, — это равносильно импорту инфляции. Ну, и мы, экспортируя лишь природные ресурсы, фактически меняем природную ренту на ту же инфляцию.

В то время, как сверхприбыль остается за границей. И такой не эквивалентный обмен ни к чему хорошему не приводит, особенно для украинской экономики. Мы только всё больше и больше становимся уязвимыми и зависимыми от внешнего мира, что, собственно, и видим в последние кризисные годы. Более того, по экономической активности, по объемам промышленного производства мы за последнее время потеряли существенно больше, чем другие страны. И вот опять обращаюсь к опыту и практике Китая, который с завидным постоянством и высокой эффективностью реализовывает стратегию опережающего развития, делая ставку на наукоемкие технологии и повышение финансовой грамотности населения. А ведь если без эмоций и политики посмотреть, где была Украина в 1990 году и где был Китай? Тогда мы опережали китайцев по уровню развития промышленности и инфраструктуры, по количеству научно-технических и инженерных центров.

Где сейчас Китай и где Украина? Теперь уже КНР вышла на первое место в мире по экспорту наукоемкой промышленной продукции. Конечно, можно брюзжать, дескать, они всё копируют и не соблюдают права интеллектуальной собственности. Однако факт остается фактом: они, а не мы, сегодня лидируют в главной нише экономического развития. Чем объяснить нынешнюю разницу не в нашу пользу? Думаю, что в Китае есть патриотические национальные элиты, которые работали и зарабатывали вместе со страной. А наши элиты, увы, в подавляющем числе транжирили то, что было создано в советский период, вывозили и вывозят деньги из страны в офшоры, а остальное просто «загибается». И этот порядок вещей президент Зеленский должен решительно поменять. Медлить ему с этим нельзя. Теперь настало время ставить реальные цели по достижению конкретных результатов, в том числе в реформировании образования и развитии науки.

Александр ГОНЧАРОВ,

Директор Ассоциации участников рынков капитала

Close